"Магомед, извини"
21 февраля 2007 года

На коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ ничто не предвещало скандала. Генеральный директор ОАО «Авиакомпания «Татарстан»« Магомед Закаржаев как обычно выступил с докладом о проделанной за 2006 год работе и планах на 2007 год. Он сообщил, что пассажирооборот компании вырос в прошлом году в 2,4 раза, прибыль составила 9,6 млрд рублей. Господин Закаржаев также прокомментировал запрет на чартерные и разовые полеты в страны Евросоюза. Как писал „Ъ“ 20 февраля, Еврокомиссия выслала в адрес Ространснадзора и Росавиации список 9 авиакомпаний России, куда вошло и ОАО «Татарстан», в работе которых в ходе проверок за 2004-2006 годы были обнаружены нарушения. В случае если они не будут устранены, перевозчиков включат в черный список. Господин Закаржаев считает решение Еврокомиссии о запрете полетов в страны ЕС некорректным.

По его словам, в АК «Татарстан» была лишь одна проверка — 2 января 2006 года во время полета в Верону. Тогда авиаперевозчику было высказано замечание об отсутствии прибора, предотвращающего столкновение с наземными препятствиями, однако это стало поводом для властей Италии наложить запрет на совершение перевозчиком полетов в страну. Господин Закаржаев также сообщил о претензиях пассажиров, рейсы которых были задержаны из-за технических проблем. На этом сидевший в президиуме премьер-министр республики Рустам Минниханов внезапно прервал выступление Магомеда Закаржаева: «С вашим спокойствием нужно не в авиации работать, а в космос летать». Эта фраза могла сойти за комплимент, если бы господин Минниханов не добавил: «Но я не могу согласиться с вашим спокойствием. У вас сердце остановиться должно!

Вчера президент (Татарстана, Минтимер Шаймиев — „Ъ“) сделал серьезное замечание». «Такие вещи создают отрицательный имидж как авиакомпании «Татарстан», так и республике в целом», — заметил премьер-министр. Он сказал, что недостаточное качество организации авиаперевозок стало основной причиной отказа в проведении Универсиады-2011 в Казани. И напомнил о том, что авиаперевозчику 20-21 мая 2007 года предстоит обслужить очень важных персон — в Казань прибудут «банкиры, деловые люди» на ежегодное заседание Совета управляющих и Деловой форум ЕБРР. «Неужели вы думаете, что все люди такие беспечные, как вы? Магомед, извини, с вами нужно разобраться», — заявил Рустам Минниханов и сделал вывод о том, что «профессиональный уровень» господина Закаржаева «не соответствует требованиям авиации». «Одно дело, если бы это была компания «Закаржаев и Ко», но компания «Татарстан» — немного другое, — продолжал Рустам Минниханов. — Специалисты должны определить, кто должен работать в авиакомпании — такой хладнокровный, как вы, или немного погорячее — как я». По словам господина Минниханова, соответствующее решение должны принять министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Владимир Швецов и акционеры ОАО «Авиакомпания «Татарстан».

В ноябре 2006 года правительство Татарстана внесло 100% акций авиакомпании в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Нур-авиа», в котором республике принадлежит 25,01% акций, ООО «Нур-1» (Казань, материнская компания группы «Нур») — 74,99%.

Главу правительства республики поддержал и присутствовавший на заседании заместитель министра транспорта РФ Евгений Москвичев. По его словам, немыслимо, что пассажиры «сидят 4-6 часов в аэропорту, не получают горячее питание, как будто они не граждане и не пользователи отечественной авиации».

Вчера „Ъ“ ни в авиакомпании ОАО «Татарстан», ни в международном аэропорту «Казань» (где базируется авиаперевозчик), ни в Госавианадзоре по Татарстану не смогли ничего сказать по поводу предполагаемой отставки гендиректора АК «Татарстан» Магомеда Закаржаева. Первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Павел Чернов тоже не смог прояснить ситуацию. «Я считаю, что это была просто критика, вполне обоснованная в сложившихся обстоятельствах, и ничего более», — сказал чиновник „Ъ“.

Отметим, что премьер-министр РТ Рустам Минниханов уже не в первый раз публично (на годовых коллегиях Миндортранса РТ) жестко критикует Магомеда Закаржаева — в основном за низкую прибыльность компании и отсутствие всякого развития. После фактической передачи государственной АК «Татарстан» прошлой осенью частному холдингу ООО «Нур-1» депутата Госсовета РТ Маннафа Сагдиева, которому, как считается, покровительствует Рустам Минниханов, участники рынка заговорили о близкой отставке Магомеда Закаржаева, как о решенном деле. Называлась даже конкретная кандидатура на его место — пришедшего в совет директоров АК сотрудника Миндортранса Мансура Тухбатуллина. Однако господин Закаржаев тогда остался.

Лилия Миргазиева, Татьяна Николаева, "Ъ - Волга-Урал"